В этой статье
Понимать 44,1 кГц и 48 кГц
Если вы работаете со звуком, вам часто приходится выбирать частоту дискретизации (обычно между 44,1 кГц и 48 кГц) и думать, насколько важна разница. Короткий ответ — важна. Выбор влияет на звучание и совместимость с видео. Понимание различий между 44,1 кГц и 48 кГц поможет принимать более грамотные решения в рабочем процессе.

И 48 кГц, и 44,1 кГц — это стандартные и наиболее часто используемые частоты дискретизации в музыкальном и медиапроизводстве.
44,1 кГц — типичный выбор для музыки и аудио-CD. Частота 48 кГц предпочтительнее для видео и кино, потому что лучше согласуется со стандартными частотами кадров и даёт немного больше запаса для постобработки.
Что такое частота дискретизации?
Звук состоит из звуковых волн. При оцифровке мы «сэмплируем» эти волны через равные интервалы, чтобы зафиксировать детали. Этот интервал называется частотой дискретизации. Она измеряется в килогерцах (кГц) и показывает, сколько сэмплов берётся каждую секунду.
Для 44,1 кГц и 48 кГц это означает 44 100 или 48 000 отсчётов в секунду. Более высокая частота дискретизации точнее воссоздаёт звук и захватывает больше деталей в пределах человеческого слуха — обычно от 20 Гц до 20 кГц.

Графика: пример низкой и высокой частоты дискретизации в аудио, источник: Hollyland
Зачем использовать частоты 44,1 кГц и 48 кГц?
Причина популярности 44,1 кГц и 48 кГц — в теореме Найквиста: чтобы корректно оцифровать звук, частота дискретизации должна быть как минимум вдвое выше максимальной частоты сигнала. Если ориентироваться на верхнюю границу слуха человека (20 кГц), частоты выше 40 кГц (например, 44,1 кГц и 48 кГц) оптимальны для сохранения деталей без искажений.
Запись ниже этого порога приводит к проблеме, называемой алиасингом, когда высокие частоты «переезжают» в низкие и вызывают искажения. Хотя современная техника поддерживает и 96/192 кГц, 44,1 кГц и 48 кГц дают лучший баланс между качеством, нагрузкой на систему и совместимостью музыкальных и видеоформатов.

Графика: пример алиасинга при записи звука и работе с частотой дискретизации, источник: Indiana University via The Music Telegraph
Сравнить частоты дискретизации 48 кГц и 44,1 кГц
44,1 кГц | 48 кГц | |
Частота дискретизации | 44 100 отсчётов в секунду | 48 000 отсчётов в секунду |
Основное применение | Аудио‑CD, потребительские музыкальные форматы (MP3, стриминг) | Профессиональный звук для видео, кино, ТВ, DVD, Blu‑ray |
Стандартный формат | CD‑DA (Compact Disc Digital Audio) | Проф. видео‑ и вещательные форматы (напр., DV) |
Качество звука | Отлично подходит для музыки | Чуть выше детализация, лучше для синхронизации с видео |
Формат экспорта | Обычно MP3, AAC, WAV, FLAC для музыки | Часто WAV, AIFF, AAC и форматы видеопроизводства |
Нагрузка на систему | Ниже | Выше |
Работа с эффектами | Меньше запаса для обработки | Больше запаса, удобнее для пост‑продакшна |
Сходства между 44,1 кГц и 48 кГц
Несмотря на различия, обе частоты дискретизации дают высокое качество и точное захватывание звука:
- Обе превышают диапазон слышимости человека (до 20 кГц)
- Поддерживаются всеми основными DAW и аудиоинтерфейсами
- Могут использоваться для стриминга, хотя 44,1 кГц встречается чаще
- Подходят для записи диалогов, фоновой музыки и общих звуковых эффектов
Преимущества и недостатки 44,1 кГц
Преимущества и недостатки 48 кГц
Раздел «Применение» — Когда и где использовать
Как используется частота дискретизации в музыкальном и видеопроизводстве:
Правильный выбор частоты на старте избавит от пересэмплирования, проблем с синхронизацией аудио и потерь качества. Многие предпочитают писать всё в 48 кГц для一致ности, а при необходимости конвертировать в 44,1 кГц.
Когда использовать 44,1 кГц




Когда использовать 48 кГц




Общее правило: 44,1 кГц — для музыки и CD; 48 кГц — для видео, саунд-дизайна и саундтрека к фильмам.
Однако учитывайте поддержку со стороны оборудования и возможности компьютера — 48 кГц требует больше места и ресурсов.
Распространённые заблуждения о частоте дискретизации 44,1 кГц и 48 кГц
Практическая часть — Как использовать
Теперь вы лучше понимаете ключевые различия между 44,1 кГц и 48 кГц. Проверить частоту дискретизации аудио или видео можно так:
- Щёлкните файл правой кнопкой мыши
- Выберите Свойства (или Получить информацию на Mac)
- Откройте вкладку Сведения или Аудио, чтобы увидеть частоту дискретизации

Если нужно редактировать, конвертировать или экспортировать медиа с корректной частотой, это легко сделать в Wondershare Filmora. Filmora позволяет настраивать параметры аудио проекта при монтаже или экспорте и поддерживает как 48 кГц, так и 44,1 кГц.
Кроме того, Filmora предлагает полный набор аудио-инструментов (часть — на базе ИИ) с простыми настройками, упрощающими рабочий процесс, включая:
- Улучшение качества звука: улучшает разборчивость речи и убирает глухость/«дальние» голоса одним кликом.
- ИИ-шумоподавление аудио: снижает фоновый шум — гул, статику и звуки окружения.
- Микшер (Audio Mixer): точный контроль громкости, панорамы и баланса каждой дорожки для профессионального микса.
- Аудиоэффекты (Audio Effects): добавляйте реверберацию, эхо, питч-шифт и другие эффекты для креативной обработки.
- Эквалайзер (Equalizer): тонкая настройка частотного баланса по пресетам или вручную для высокого качества.

Как настроить и экспортировать частоту дискретизации аудио в Filmora


