Filmora
Filmora - ИИ видеоредактор
Мощное, но простое приложение для редактирования видео
Открыть

48 кГц vs 44,1 кГц: в чём разница частоты дискретизации?

Мария Матвеева
Эксперт по видеотехнике
Обновлено 13 Aug, 25
В этой статье
    1. Что такое частота дискретизации?
    2. Зачем использовать частоты 44,1 кГц и 48 кГц?
    3. Сравнить частоты дискретизации 48 кГц и 44,1 кГц
    1. Когда использовать 44,1 кГц
    2. Когда использовать 48 кГц
    1. Как настроить и экспортировать частоту дискретизации аудио в Filmora

Понимать 44,1 кГц и 48 кГц

Если вы работаете со звуком, вам часто приходится выбирать частоту дискретизации (обычно между 44,1 кГц и 48 кГц) и думать, насколько важна разница. Короткий ответ — важна. Выбор влияет на звучание и совместимость с видео. Понимание различий между 44,1 кГц и 48 кГц поможет принимать более грамотные решения в рабочем процессе.

сравнение 48 кгц и 44,1 кгц в аудио
Определение

И 48 кГц, и 44,1 кГц — это стандартные и наиболее часто используемые частоты дискретизации в музыкальном и медиапроизводстве.

44,1 кГц — типичный выбор для музыки и аудио-CD. Частота 48 кГц предпочтительнее для видео и кино, потому что лучше согласуется со стандартными частотами кадров и даёт немного больше запаса для постобработки.

Что такое частота дискретизации?

Звук состоит из звуковых волн. При оцифровке мы «сэмплируем» эти волны через равные интервалы, чтобы зафиксировать детали. Этот интервал называется частотой дискретизации. Она измеряется в килогерцах (кГц) и показывает, сколько сэмплов берётся каждую секунду.

Для 44,1 кГц и 48 кГц это означает 44 100 или 48 000 отсчётов в секунду. Более высокая частота дискретизации точнее воссоздаёт звук и захватывает больше деталей в пределах человеческого слуха — обычно от 20 Гц до 20 кГц.

низкая и высокая частота дискретизации в аудио

Графика: пример низкой и высокой частоты дискретизации в аудио, источник: Hollyland

Зачем использовать частоты 44,1 кГц и 48 кГц?

Причина популярности 44,1 кГц и 48 кГц — в теореме Найквиста: чтобы корректно оцифровать звук, частота дискретизации должна быть как минимум вдвое выше максимальной частоты сигнала. Если ориентироваться на верхнюю границу слуха человека (20 кГц), частоты выше 40 кГц (например, 44,1 кГц и 48 кГц) оптимальны для сохранения деталей без искажений.

Запись ниже этого порога приводит к проблеме, называемой алиасингом, когда высокие частоты «переезжают» в низкие и вызывают искажения. Хотя современная техника поддерживает и 96/192 кГц, 44,1 кГц и 48 кГц дают лучший баланс между качеством, нагрузкой на систему и совместимостью музыкальных и видеоформатов.

пример алиасинга при записи звука

Графика: пример алиасинга при записи звука и работе с частотой дискретизации, источник: Indiana University via The Music Telegraph

Сравнить частоты дискретизации 48 кГц и 44,1 кГц

44,1 кГц 48 кГц
Частота дискретизации 44 100 отсчётов в секунду 48 000 отсчётов в секунду
Основное применение Аудио‑CD, потребительские музыкальные форматы (MP3, стриминг) Профессиональный звук для видео, кино, ТВ, DVD, Blu‑ray
Стандартный формат CD‑DA (Compact Disc Digital Audio) Проф. видео‑ и вещательные форматы (напр., DV)
Качество звука Отлично подходит для музыки Чуть выше детализация, лучше для синхронизации с видео
Формат экспорта Обычно MP3, AAC, WAV, FLAC для музыки Часто WAV, AIFF, AAC и форматы видеопроизводства
Нагрузка на систему Ниже Выше
Работа с эффектами Меньше запаса для обработки Больше запаса, удобнее для пост‑продакшна

Сходства между 44,1 кГц и 48 кГц

Несмотря на различия, обе частоты дискретизации дают высокое качество и точное захватывание звука:

  • Обе превышают диапазон слышимости человека (до 20 кГц)
  • Поддерживаются всеми основными DAW и аудиоинтерфейсами
  • Могут использоваться для стриминга, хотя 44,1 кГц встречается чаще
  • Подходят для записи диалогов, фоновой музыки и общих звуковых эффектов

Преимущества и недостатки 44,1 кГц

Преимущества
  • Широко поддерживается стриминговыми платформами и студиями музыкального продакшна.
  • Требует меньше места и вычислительных ресурсов по сравнению с более высокими частотами.
  • Меньше нагрузка на CPU — подходит для средних и старых систем.
  • Многие коммерческие и бесплатные сэмпл‑паки записаны в 44,1 кГц.
Недостатки
  • Чуть более подвержена артефактам алиасинга без антиалиас‑фильтров.
  • Некоторые современные устройства по умолчанию работают в 48 кГц — может потребоваться пересэмплирование.
  • Немного меньше запаса для детальной обработки по сравнению с 48 кГц.

Преимущества и недостатки 48 кГц

Преимущества
  • Больше запаса для антиалиасинга и сложной обработки.
  • Предпочтителен в кино, на ТВ и в цифровом видеопроизводстве.
  • Не требуется конвертация при синхронизации аудио с видео.
  • Больше гибкости для питч‑шифта, тайм‑стретчинга и саунд‑дизайна.
  • Помогает избежать алиасинга без слишком агрессивной фильтрации.
Недостатки
  • 48 кГц занимают больше места; может понадобиться более быстрый накопитель.
  • Выше требования к CPU и ОЗУ, особенно при множестве дорожек и плагинов.

Раздел «Применение» — Когда и где использовать

Как используется частота дискретизации в музыкальном и видеопроизводстве:

Правильный выбор частоты на старте избавит от пересэмплирования, проблем с синхронизацией аудио и потерь качества. Многие предпочитают писать всё в 48 кГц для一致ности, а при необходимости конвертировать в 44,1 кГц.

Когда использовать 44,1 кГц

использование 44,1 кгц для cd и музыки
Музыкальное производство для стриминга или CD
44,1 кГц — отраслевой стандарт для распространения музыки. Платформы вроде Spotify, Apple Music и аудио-CD ориентируются на эту частоту — это самый безопасный выбор для продюсеров.
использование 44,1 кгц в подкастах
Подкасты и контент только с голосом
Для подкастов и аудиокниг 44,1 кГц обеспечивает достаточную чёткость при умеренных размерах файлов. Так как синхронизация с видео не требуется, это упрощает продакшн даже на недорогом оборудовании.
44,1 кгц для домашних аудиопроектов
Независимые аудиопроекты и бюджетные студии
Домашним студиям и авторам с ограниченными ресурсами 44,1 кГц даёт меньшую нагрузку на систему. Если запас по обработке не критичен, проекты будут легче, а сессии — стабильнее.
44,1 кгц при сведении музыки
Сведение и мастеринг музыки
Если исходники и сэмплы у вас в 44,1 кГц (что часто бывает), оставайтесь на этой частоте при сведении и мастеринге — это уменьшит количество конверсий и риск артефактов или несовпадений тайминга.

Когда использовать 48 кГц

48 кгц при видеомонтаже
Видеомонтаж и кинопроизводство
Для YouTube-роликов, документалок и короткометражек 48 кГц соответствует отраслевым нормам. Это упрощает совмещение эффектов, диалогов и музыки без проблем синхронизации и потерь при рендере.
запись звука для видео в 48 кгц
Запись аудио вместе с видео
Большинство камер и рекордеров по умолчанию пишут 48 кГц. При интервью, влогах, лайв-событиях или съёмках фильма эта частота помогает избежать проблем тайминга в постпродакшене.
48 кгц в вещательных медиа
Коммерческое и вещательное медиа
Телеканалы, агентства и стриминговые сервисы часто требуют 48 кГц для соответствия стандартам. Для рекламы, промо-видео или бренд-контента эта частота обеспечивает готовность к профессиональному дистрибутиву без конверсий.
48 кгц в мультимедийных проектах
Смешанные мультимедийные проекты
48 кГц даёт больше пространства для детальной обработки: питч-шифт, тайм-стретчинг, многослойные амбиенты работают стабильнее. Это часто необходимо в анимации, трейлерах и презентациях.

Общее правило: 44,1 кГц — для музыки и CD; 48 кГц — для видео, саунд-дизайна и саундтрека к фильмам.

Однако учитывайте поддержку со стороны оборудования и возможности компьютера — 48 кГц требует больше места и ресурсов.

Распространённые заблуждения о частоте дискретизации 44,1 кГц и 48 кГц

Более высокая частота = лучшее качество
Высокая частота дискретизации фиксирует больше данных, но не всегда слышимо улучшает качество. Если она избыточна для задачи или перегружает систему, пользы может не быть.
Можно менять частоту в середине проекта
Смена частоты «на ходу» вызывает рассинхрон, артефакты и потери, особенно при множестве источников. Выберите частоту (например, 44,1 кГц или 48 кГц) в начале и придерживайтесь её до конца проекта.
Больше деталей = шире частотный диапазон
Более высокие частоты дискретизации не обязательно дают «полезный» диапазон — сверхвысокие частоты часто за пределами слуха. Это важнее для экстремальных эффектов (питч/тайм-процессинг), а не для обычного прослушивания.
Все платформы поддерживают любые частоты
Нет. CD обычно требуют 44,1 кГц, тогда как видео-платформы ожидают 48 кГц. Неподходящая частота приведёт к автоконверсии или ошибкам воспроизведения.
44,1 кГц устарела
Несмотря на новые форматы, 44,1 кГц по-прежнему широко используется в музыке и стриминге: это эффективно, качественно и стандартно для многих каналов дистрибуции.

Практическая часть — Как использовать

Теперь вы лучше понимаете ключевые различия между 44,1 кГц и 48 кГц. Проверить частоту дискретизации аудио или видео можно так:

  1. Щёлкните файл правой кнопкой мыши
  2. Выберите Свойства (или Получить информацию на Mac)
  3. Откройте вкладку Сведения или Аудио, чтобы увидеть частоту дискретизации
как проверить частоту дискретизации файла

Если нужно редактировать, конвертировать или экспортировать медиа с корректной частотой, это легко сделать в Wondershare Filmora. Filmora позволяет настраивать параметры аудио проекта при монтаже или экспорте и поддерживает как 48 кГц, так и 44,1 кГц.

Кроме того, Filmora предлагает полный набор аудио-инструментов (часть — на базе ИИ) с простыми настройками, упрощающими рабочий процесс, включая:

  • Улучшение качества звука: улучшает разборчивость речи и убирает глухость/«дальние» голоса одним кликом.
  • ИИ-шумоподавление аудио: снижает фоновый шум — гул, статику и звуки окружения.
  • Микшер (Audio Mixer): точный контроль громкости, панорамы и баланса каждой дорожки для профессионального микса.
  • Аудиоэффекты (Audio Effects): добавляйте реверберацию, эхо, питч-шифт и другие эффекты для креативной обработки.
  • Эквалайзер (Equalizer): тонкая настройка частотного баланса по пресетам или вручную для высокого качества.
видео- и аудиоредактор filmora с настройками частоты дискретизации

Как настроить и экспортировать частоту дискретизации аудио в Filmora

Step 1
Импортируйте медиа: Откройте Filmora и создайте новый проект. Нажмите Импорт или перетащите аудио/видео в Медиатеку. Затем поместите файлы на таймлайн и начните монтаж.
Step 2
Отредактируйте и улучшите звук: Выберите нужную аудиодорожку на таймлайне. В Панели свойств можно настроить громкость, сделать fade in/out и применить улучшения.
Step 3
Задайте частоту для экспорта: Когда проект готов, нажмите Экспорт. В окне экспорта выберите Дополнительно и найдите параметр «Sample Rate» в разделе Audio. Установите 44100 Hz (44,1 кГц) или 48000 Hz (48 кГц). При необходимости настройте Bit Rate и Channels.
импорт аудио или видео в filmora
редактирование аудио в панели свойств filmora
выбор частоты дискретизации и экспорт в filmora
Filmora
Создавайте креативный контент без усилий с ИИ!
Попробуйте в Filmora Попробуйте в Filmora
qr-код для загрузки filmora
Сканируйте для Filmora App
Лучший инструмент для создания видео в любом месте для всех создателей!
Ваш идеальный первый видеомонтаж начинается здесь — опыт не требуется!

Блоги, которые могут вас заинтересовать

recom-article
Что такое видеопереходы и как ими пользоваться
author avatar
Мария Матвеева
recom-article
Что такое LUT в видеомонтаже?
author avatar
Мария Матвеева
recom-article
Что такое видеобитрейт? Руководство для начинающих
author avatar
Мария Матвеева