Filmora
Filmora - ИИ видеоредактор
Мощное, но простое приложение для редактирования видео
Открыть

Roguelike vs. Roguelite: Обсуждение и история с примерами игр

В этой статье мы рассмотрим дебаты и историю с примерами игр.

filmora author

Время обновления: 2024 г.

Разработчики и дизайнеры игр на протяжении многих лет экспериментировали с различными жанрами видеоигр. Однако ни один жанр не достиг таких высот, как roguelikes и roguelites. Вы, вероятно, слышали, как эти термины используются для описания популярных игр, таких как Hades, Dead Cells и Binding of Isaac, и задумывались, есть ли между ними разница. Хотя оба типа игр имеют много общих элементов и их границы кажутся размытыми, между рогеликами и рогелитами существует четкое различие.

isaac-poster


Эта статья содержит:


Часть 1: В чем разница между Roguelikes и Roguelites?

Rogue: С чего все началось

Чтобы лучше понять эти два игровых жанра, полезно рассмотреть происхождение их названий. В далеком 1980 году гейм-дизайнеры Майкл Той и Гленн Вичман представили миру ASCII Dungeon Crawler под названием Rogue. Это была пошаговая приключенческая игра, вдохновленная бумажной ролевой игрой Dungeons & Dragons, в которой игроки исследовали подземелья, сражались с монстрами и собирали предметы для улучшения своих персонажей. Одной из определяющих механик игры была "permadeath" - если ваш персонаж погибал, игра заканчивалась, и вы не могли возобновить свой прогресс. Начало новой игры означало создание нового персонажа, а каждое решение имело серьезные последствия, так как подземелья генерировались заново, меняя расположение врагов, комнат и предметов. Каждое действие игрока могло привести к либо успеху и продолжению приключения, либо к поражению и началу игры сначала, что делало выборы игрока крайне важными.

Майкл Той и Гленн Вичман

Что такое Roguelike?

Как следует из названия, roguelike — или рогалик — это игра, в которой используются те же механики, что и в Rogue. В таких играх присутствует процедурно генерируемое окружение, благодаря чему каждое прохождение кажется совершенно новым и неповторимым. Поражение в roguelike означает полную потерю прогресса и необходимость начинать все сначала — никаких сохранений, жизней. Именно здесь возникают споры о том, что же на самом деле определяет roguelike. Некоторые фанаты утверждают, что roguelike должна не только делить механики, но и оформление игры и боевую систему. По их мнению, поскольку Rogue была пошаговой ролевой игрой от третьего лица, играемой по сетке, все настоящие roguelike должны выглядеть одинаково. Другие считают, что рогалики определяются исключительно истинным "permadeath", допуская вариации в менее значимых аспектах, таких как перспектива игрока, боевая система и ориентация экрана.

rogue

Что такое Roguelite?

Roguelites, или рог-лайты, используют упрощенный подход к ключевым характеристикам Rogue. В роглайтах, как правило, сохраняется "permadeath": если вы умираете, то начинаете сначала. Однако ключевое отличие заключается в том, что роглайт позволяют переносить прогресс из одного прохождения игры в другое. В зависимости от игры, способы переноса прогресса могут различаться. Некоторые игры позволяют разблокировать дополнительные предметы, которые могут появляться в последующих прохождениях. Другие открывают доступ к новым областям или предоставляют способности, позволяющие исследовать новые локации и расширять игровую территорию.

 hades

Во многих ролевых играх окружение также генерируется процедурно. В некоторых играх планировка уровней и расположение врагов полностью случайны. В других — уровни создаются на основе заранее определенного набора, который затем перемешивается и комбинируется. В некоторых играх случайны более мелкие элементы, такие как расположение предметов и точек интереса. Еще один способ, которым roguelites отличаются друг от друга в отношении процедурной генерации, — это использование посевных забегов. По сути, посев — это запуск с заранее заданными параметрами, включая типы и расположение врагов, конфигурацию уровней и наличие предметов. Посевы также используются для создания специальных заданий и пользовательских режимов. Таким образом, roguelites склонны ограничивать хаос, который может возникнуть из-за полностью процедурно генерируемого игрового контента.

Именно roguelite обычно представляют собой смесь различных жанров с механикой в стиле Rogue. От экшен-РПГ до карточных игр — жанр roguelite весьма разнообразен. Более мягкий подход к "permadeath" и случайности дает разработчикам больше свободы для создания уникального игрового опыта.


Четкое разделение

Независимо от вашего отношения к тому, что означает roguelike, различие между ним и roguelites вполне простое. Вы знаете, что играете в roguelike, когда смерть означает, что вы потеряете все. Неважно, насколько далеко вы продвинулись в игре, один неправильный шаг означает, что весь ваш прогресс, вложенное время и усилия исчезают. С другой стороны, roguelites склонны предоставлять вам некоторое чувство прогресса, что делает их более дружелюбными для игроков, которые не желают испытывать стресс от потенциальной потери всего.

Можно спорить, что roguelike каждый раз предоставляют вам по-настоящему уникальный опыт, в то время как roguelites в конечном итоге могут стать скучными и монотонными. Когда каждое принятое вами решение может привести к потере персонажа и прогресса, вы становитесь более сосредоточенными на своем текущем прохождении, а не на игре в целом. Вам приходится играть на максимум своих возможностей, внимательно обдумывая каждый выбор и сравнивая предметы и снаряжение, которые вам предоставляются. Риск в roguelikes выше, но вознаграждение и удовлетворение от успешно пройденного пути весьма значительны.

Если сделать вывод, что roguelikes предназначены для самых требовательных геймеров, а roguelites - для более "казуальной" аудитории, то это будет довольно близко к правде. Однако во многих roguelikes имеются настройки сложности, которые могут превратить игру в абсолютно жесткий опыт, при котором прогресс и разблокировки становятся менее значимыми, чем общее мастерство игрока.


Часть 2: Примеры названий Roguelike и Roguelite

Если вы хотели погрузиться в один или оба этих жанра, мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими играми.

Вам также может понравиться: Топ 10 лучших игр жанра Roguelike или Roguelite


Roguelike игры

В этом списке мы используем "истинное" определение roguelike, то есть игры, которые почти полностью похожи на Rogue.

Nethack

Nethack считается одной из наиболее значимых roguelikes, так как она настолько близка к Rogue, насколько это вообще возможно. Кроме "permadeath" и процедурно генерируемого окружения, в ней много общих черт с Rogue, включая ASCII-стиль и расположение экрана. По сравнению с Rogue, в Nethack гораздо больше врагов и предметов, что делает исследование ее мира более увлекательным. В Nethack также присутствуют "поведения" - особые ограничения, которые игроки могут наложить на себя, чтобы сделать игру еще более сложной.

Caves of Qud

Немного отклоняясь от высокофантастического мира Rogue, Caves of Qud вводит в свою вселенную элементы научной фантастики. Как и в Rogue, смерть приводит к потере всего прогресса. Однако окружение генерируется лишь частично случайным образом, и некоторые элементы заранее определены. В игре также присутствует система мутаций, позволяющая усилить персонажа, а также квесты и побочные задания, которые можно выполнить или проигнорировать. Кроме того, Caves of Qud добавляет еще один уровень случайности благодаря процедурно генерируемой политической системе.

Dungeon Crawl Stone Soup

Признанная одной из лучших roguelikes всех времен, Dungeon Crawl Stone Soup является настоящим новатором в своей области. Взяв все основные определяющие элементы Rogue, включая ретро-арт, DCSS делает все возможное, чтобы стать более доступной. Для начала, игра предлагает более удобный интерфейс, который выводит всю важную информацию на передний план. Разработчики также усердно работали над улучшением геймплея, делая его более понятным для новичков, чтобы любой человек мог начать играть, не имея сложных предварительных знаний о том, как устроена игра.

dungeon crawl stone soup


Roguelite игры

Для этого жанра мы выбрали три совершенно разные игры, чтобы проиллюстрировать широкое разнообразие игр, существующих в жанре roguelite.

Dead Cells

Dead Cells - это экшен-платформер с элементами roguelite, базирующийся на исследованиях. Как и во всех играх, основанных на roguelike, смерть в Dead Cells означает, что вы начинаете с самого начала. Однако "весь прогресс" не теряется. В процессе прохождения различных биомов игры вы открываете новые способности, позволяющие получить доступ к новым биомам и путям. Хотя в каждом биоме присутствует некоторая случайность, это больше похоже на смешение заранее определенных компонентов планировки, чем на процедурную генерацию уровней. Вы также натыкаетесь на чертежи предметов, за которые можно потратить собранные ячейки, чтобы сделать их доступными для последующего использования. Победив финального босса игры, вы разблокируете все более сложные испытания, что делает игру все более жесткой.

dead cells

Slay the Spire

Одна из самых высоко оцененных инди-игр, Slay the Spire от MegaCrit, является ярким примером идеального сочетания жанров. Это карточная игра с колодой, в которой вам предстоит взобраться на титулованный Шпиль, побеждая врагов и боссов в пошаговых карточных боях, чтобы в итоге разрушить его сердце. Каждое прохождение состоит из 3 актов, в каждом из которых вы можете выбрать путь, который генерируется процедурно. Хотя поначалу расположение врагов в некоторой степени контролируется, оно становится все более случайным, чем выше вы поднимаетесь. Особую сложность Slay the Spire придает то, что в ней очень мало возможностей для восстановления здоровья, поэтому бережное отношение к HP жизненно важно. Хотя смерть означает, что вам придется начинать все с самого начала, вы можете разблокировать новые карты для каждого из 4 классов игры по мере повышения их уровня. Игра также предлагает широкий выбор вариантов испытаний и пользовательских забегов.

slay the spire

Hades

Номинированная на премию "Игра года", Hades - это игра, которая завоевала множество поклонников и привлекла внимание к жанру roguelite. В роли сына Аида ваша цель - выбраться из древнегреческого ада и воссоединиться с пантеоном Олимпа. Геймплей представляет собой стремительный экшен в стиле "hack-and-slash", но с видом сверху вниз, что делает его ближе к Rogue, нежели к другим играм в этом жанре. В игре также много случайных элементов, включая расположение полезных магазинов. Ваш билд персонажа также будет сильно отличаться от других, поскольку даже появление богов, дарующих вам свои силы, случайно, а также их предлагаемые способности.

deadcells-poster

Бонус: С тысячами эффектов Filmora поможет вам записать игровой процесс и смонтировать его в красивый ролик.

Скачать бесплатно

безопасная загрузка filmora Безопасная загрузка | Windows 7 - Windows 11

Скачать бесплатно

безопасная загрузка filmora Безопасная загрузка | macOS 10.15 - macOS 15

filmora author
Мария Матвеева
Мария Матвеева писатель и любитель все, что связано с видео.
Статьи, которые могут вас заинтересовать